Ваш комфортний велосипедний простір!
Веломайстерня. Пропонуємо навчання їзди на велосипеді, майстер-класи по ремонту і обслуговуванню велосипеда. Веломагазин
Увага! Всі наши велотури (від 5-ти осіб) і майстер-класи (навіть для однієї людини) можна провести в будь-який зручний для вас час. Пишіть на info@veloprostir.com.ua або дзвоніть (044)33-88-403
Увага! Всі наши велотури (від 5-ти осіб) і майстер-класи (навіть для однієї людини) можна провести в будь-який зручний для вас час. Пишіть на info@veloprostir.com.ua або дзвоніть (044)33-88-403
Веломайстерня. Пропонуємо навчання їзди на велосипеді, майстер-класи по ремонту і обслуговуванню велосипеда. Веломагазин
С момента появления велосипеда прошло не так много времени, но уже около ста лет его конструкция не претерпевает каких-либо кардинальных изменений.
Какие же решения оказались столь долговечными? Пожалуй, тремя революционными шагами в развитии велосипедного дела стали: цепной привод, пневматическая шина и ромбовидная рама. С появлением на велосипеде цепи от педалей к колесу, стало возможным уменьшить размер колес для взрослых людей с полутора метров до 400-700 мм, что, в свою очередь, привело к повышению безопасности езды, а также к повышению скорости движения. Почему же был выбран именно цепной привод, а не, скажем, ременной или карданный (такие типы, нужно отметить, существуют, но используются крайне редко)? Цепной привод достаточно прочен, обладает высокой жесткостью и малыми механическими потерями. К тому же, используя цепной привод, можно легко организовать достаточно простую и, главное, легкую многоступенчатую передачу. Но у цепного привода есть и минусы: относительно высокая скорость износа и необходимость в частой чистке и смазке. Системы с внешними переключателями передач плохо защищены от поломок.
По порядку разберемся со всеми вопросами.
Количество передач и конструкция цепи. В велосипедах сейчас используются только однорядные роликовые цепи с шагом 1/2 дюйма, т. е. 12.7 мм. Первые велосипеды имели одну передачу, большинство современных – многоскоростные. Какая же разница между теми и другими? Надо сразу отметить, что с точки зрения типа применяемой цепи, велосипеды с планетарными втулками можно отнести к односкоростным - в цепной части привода присутствует по одной ведущей и ведомой звезде.
Ширина велосипедной цепи в зависимости от количества звезд в кассете | |
Количество звезд в кассете | Приблизительная ширина цепи, мм |
---|---|
1 | 8.7-11.0 |
4-5 | 8.7 |
6 | 7.8 |
7 | 7.3 |
8 | 7.05-7.10 |
9 | 6.6 |
10 | 5.85-6.20 |
11 | 5.5 |
Цепи Shimano | Количество передач |
---|---|
CN-UG30 | 5-7 |
CN-UG50 | |
CN-HG40 | 7-8 |
CN-HG50 | |
CN-HG71 | |
CN-HG91 | |
CN-IG31 | 7-8 |
CN-IG51 | |
CN-IG70 | |
CN-IG90 | |
CN-HG53 | 9 |
CN-HG73 | |
CN-HG93 | |
CN-7701 | |
CN-5600 | 10 |
CN-6600/6700/6701 | |
CN-7800/7900 |
Цепи SRAM | Количество передач |
---|---|
PC-830 | 5-8 |
PC-850 | |
PC-870 | |
PC-890 | |
PC-951 | 9 |
PC-971 | |
PC-991 | |
PC-991 Hollow pin | |
PC-991 Cross step | |
PC-1031/1030 | 10 |
PC-1051/1050 |
Как показывает практика, привод на современных велосипедах изнашивается относительно быстро. Наверное, цепь – вторая вещь, которая будет нуждаться в замене на новом велосипеде после тормозных колодок.
Быстрее всего в приводе изнашиваются цепи, медленнее ведомые звезды (кассета) и ролики заднего переключателя, еще медленнее ведущие звезды (звезды системы). Состояние роликов переключателя менее критично – их можно заменить в любой момент вне зависимости от прочих компонентов. Поэтому обсуждаться будут только цепи и звезды.
По мере работы цепь удлиняется. Это происходит из-за износа щечек в зонах соприкосновения с соединительными штифтами и самих штифтов. Скорость износа цепи не изменяется на всем протяжении ее службы. Но вытянутая цепь в свою очередь начинает быстро изнашивать звездочки. И чем сильнее вытянута цепь, тем на меньшее количество зубьев звездочек распределяется нагрузка от натянутой цепи. В результате, скорость износа зубьев звезд – смятие и стачивание – существенно возрастает по мере износа цепи. Даже самая дорогая кассета с сильно вытянутой цепью проработает очень недолго.
Наиболее часто используемые звезды в кассете изнашиваются заметно быстрее, чем остальные. Для выравнивания износа стоит пользоваться разными передачами: если вы не используете весь диапазон кассеты, то, возможно, стоит вместо кассеты горного велосипеда (11-32) взять шоссейную (12-25).
Кроме того, трансмиссия байка обладает одной неприятной особенностью – если вы меняете заметно изношенную, но еще работающую цепь, на новую, та может начать срываться на некоторых (самых используемых) звездах. В итоге придется протачивать звезды кассеты или менять ее целиком. Для минимизации затрат на замену комплектующих, стоит применить одну из следующих стратегий замены привода. Необходимо учесть, что приведенные цифры приблизительны – они сильно зависят от веса велосипедиста, интенсивности и условий использования велосипеда, класса оборудования.
1. Езда до полного износа Это самый простой вариант. Если вовремя не заменить цепь, то через 3000-5000 км (для горных и гибридных велосипедов) придется менять не только ее, но и кассету, а в худшем случае и звезды системы. Способ не самый дешевый, но удобен тем, что не требует регулярной проверки состояния привода. При появлении срывов цепи вы просто сразу меняете цепь и кассету и, возможно, 1-2 звезды системы. Этот способ имеет смысл применять при использовании дешевых звезд и дорогой цепи.
2. Езда в три цепи (круговая замена цепей) Можно купить пару дополнительных цепей и через каждые 500-1000 км менять их местами так, чтобы износ всех цепей был равномерным. Равномерность износа желательно оценивать измерительными инструментами, а не пройденным километражем, так как цепи могут работать в разных условиях (грязь, смазка) и вообще быть разными (дешевая цепь может растягиваться в 2-3 раза быстрее дорогой). Круговая замена цепей позволит существенно продлить срок службы звездочек, сохраняя общий срок службы цепей примерно на том же уровне, что и в первом случае. Т. е. кассета и звезды системы проходят 10000-12000 км, а каждая цепь за несколько «кругов» 3000-4000 км. Эту стратегию стоит применять в случае использования цепей и звезд примерно одного уровня. Причем, желательно с системами со стальными звездами, т. е. начального и среднего уровня.
3. Регулярная замена цепей Если же на вашем байке стоит дорогая кассета и дорогая система с алюминиевыми звездами, которые подвержены более быстрому износу, чем стальные, стоит поступить по-другому. Так как звезды в этом случае стоят существенно дороже цепей, а даже самая дорогая цепь на горном велосипеде не проходит 10000 км, имеет смысл регулярно менять цепи. Причем, можно брать и не самые дорогие, но и не дешевые. Например, через каждые 1000-2000 км ставить новую цепь, а старую выкидывать или дарить своим заклятым друзьям. Главное –внимательно следить за состоянием цепей и не допускать их критического износа. Вы потратите лишние деньги на цепи, но существенно продлите жизнь кассете. Ориентировочно до 15000-20000 км. Алюминиевые звезды системы могут в этом случае работать до 8000-15000 км, а стальные еще больше.
Еще один момент. По мере износа кассеты и вытяжки цепей заметно падает четкость переключения передач, а, устанавливая новые цепи и сохраняя кассету в хорошем состоянии, вы получите четкую работу в течение длительного времени. Возможно, в финале вы сможете отделаться лишь заменой цепи, кассеты и одной звезды системы.
Выводы При своевременной замене цепей второй и третий способы могут дать заметную экономию средств по сравнению с первым. Разница между вторым и третьим вряд ли будет велика, но третий способ может обеспечить более длительную четкую работу привода. В то же самое время, первый способ не требует постоянного контроля состояния цепи.
Регулярная чистка и смазка цепи может существенно продлить жизнь трансмиссии вашего велосипеда. Использование привода состоящего из дорогих комплектующих не принесет большого увеличения срока службы – расходы на километр пути будут заметно выше, – но позволит снизить вес байка и увеличить четкость работы привода.
информация с сайта http://www.velik.net.ua
Комментарии (0)